Посещая самое увлекательное место в интернете, а именно Tumblr, я непроизвольно начал обращать внимание на фандомный негатив. Основной причиной его возникновения оказалось банальное расстройство: видя, как сюжет любимого сериала уходит в противоположную сторону от фанона (прим. Rage – детали сюжета, истинные с точки зрения фанов, но не обязательно являющиеся таковыми с точки зрения авторов), поклонники развили тенденцию к сваливанию шишек на «таких-сяких сценаристов».
«Почему сценаристы считают, что в сюжете всегда должна быть любовная линия??»
«Неужели сценаристы разучились писать женских персонажей??»
«Почему сценаристы наделяют повествование подтекстом, а потом забывают его раскрыть?»
«Как сценаристы могут не помнить последовательность действий в сюжете???»
И так далее. Как сценарист, работающий в индустрии, я хотел бы развеять ложное представление людей о том, как на самом деле пишется эпизод одночасовой тв-драмы. Поэтому я написал статью, в которой пошагово объясняется процесс работы над одной серией вашего любимого шоу, и которая, к моему приятному удивлению, собрала уже 5 тысяч заметок за день, включая реблоги от таких замечательных людей индустрии, как Джанкарло Волп («Звёздные войны: Войны клонов») и Джоан Мэт («Хранители снов»).
(Обратите внимание, что обычно эпизоды производятся по этой схеме, но некоторые пункты могут варьироваться от сериала к сериалу):
1. Шоураннеры выстраивают арку сезона: они смотрят, где стартуют их персонажи, и обозначают, где эти персонажи должны оказаться к концу сезона. Затем они начинают думать, каким образом их герои доберутся от пункта А к пункту Б, какие ключевые изменения должны произойти в каждом из эпизодов. Некоторые из этих изменений могут быть обозначены конкретно («Мотивация персонажа А меняется, когда он узнает, что персонаж Б ___») или абстрактно («Персонаж А начинает терять веру в свою миссию»).
2. Когда подходит время приступать к написанию эпизода, сценаристы начинают составлять план, руководствуясь пожеланиями шоураннеров. Пожелания могут зависеть даже от приглашенного актера эпизода («Мы подписали контракт с популярным актером, напишем эпизод специально для него!»). Как правило, подобные эпизоды никогда не являются единым целым с аркой сезона (a.k.a. «Холостой эпизод»), потому что забитые графики востребованных гостей не позволяют шоураннерам скоординировать дату релиза (т.е., эпизод должен безболезненно внедряться в любую часть сезона).
3. Набросав план, сценаристы делят историю на акты (5-6 актов для одночасовой драмы) и начинают думать над самыми интересными/волнительными/смешными путями, которыми они могут доставить персонажей из акта в акт, помня при этом о ключевых изменениях в сезонной арке.
4. Когда все наброски сделаны, план эпизода начинает рассылаться большим шишкам: продюсерам, супервизорам, экзекьютивам и т.д. Основываясь на прочитанном, все эти люди пишут свои заметки, комментарии, идеи. Спойлеры, дорогуша: хороши далеко не все идеи! Особенно, когда план доходит до рук экзекьютивов канала. Большинство этих людей могут судить об успехе или провале сериала, базируя свое мнение только на рейтингах. Если сериал А не получает таких же высоких рейтингов, как сериал Б, тогда эти мудрые люди напишут, что нужно сделать, чтобы сериал А стал больше походить на сериал Б, в надежде поднять рейтинг (даже если это не совпадает с тем, о чем вообще снимается сериал А). Эти экзекьютивы – не сценаристы, однако, они работают в их окружении достаточно долго, чтобы знать такие термины, как «Подсюжет Б» или «Поднять ставки». Поэтому их комментарии часто выглядят таким образом: «Сделайте эпизод сексуальнее, прописав любовную линию в подсюжет Б» или «Нужно убить персонажа, чтобы поднять ставки».
5. После того, как все оставят свои комментарии, наброски возвращаются к сценаристам для пересмотра. Теперь им предстоит адаптировать и изменять свой план, чтобы он состыковывался с кучей (иногда противоречивых) заметок, которые были предоставлены большими боссами. Как бы сценаристам не хотелось оставаться верными своим принципам, процесс требует компромиссов. Если у сценаристов на уме есть какой-то серьезный поворот сюжета, за который они будут стоять горой (например, идея на финал сезона или появление определенного приглашенного актера в следующих эпизодах), то им нужно держать экзекьютивов в хорошем настроении. Это можно сделать, идя на компромиссы. Если мистер Шишка скажет: «Люди, вам нужно убить героя, чтобы поднять ставки», – и сценаристы так и сделают, то мистер Шишка может сказать всем, что это была его идея, и некоторое время будет пребывать в хорошем расположении духа. Возрастает вероятность того, что в нужный момент он пойдет на уступки сценаристам.
6. Пересмотренный план снова будет разослан важным людям. Некоторые из них будут довольны результатами, а некоторые строго наоборот. Это будет продолжаться до тех пор, пока всех не подожмет крайний срок настоящего написания эпизода и пока все не будут более-менее удовлетворены планом.
7. Важно отметить, что все это происходит одновременно для нескольких эпизодов! Т.е., когда серьезные изменения происходят в одном эпизоде, сценаристам приходится изменять наброски сюжетных линий в других эпизодах. Со всей кучей заметок, спонтанно изменяющихся направо и налево, этот процесс на самом деле намного труднее, чем может показаться.
8. В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ, одобренный план отдают сценаристам, которые начинаю писать эпизод. Это могут быть «свои» сценаристы (которые участвовали во всех адаптациях сюжета), а могут быть и приглашенные (которые только приземлились в аэропорту и не видели этих кровавых побоищ). Они садятся и пишут настоящий сценарий (диалоги и сцены), тогда как все решения уже были приняты за них в вышеупомянутых 7 пунктах. Если сценарист не согласен с каким-либо поворотом сюжета (против которого он выступал еще на стадии планирования), то он может писать определенные сцены без особого старания. Или наоборот: ненавязчиво (или навязчиво) протолкнуть отвергнутую ранее идею. Это зависит от эго сценариста, обстановки в конференц-комнате…
9. После того, как эпизод написан, сценарий ходит по рукам важных людей: его читают шоураннеры, продюсеры и экзекьютивы снова пишут заметки. И тогда, НАКОНЕЦ, сценарий может быть объявлен готовым к съемке.
Эпилог: Режиссер, снимающий эпизод, может игнорировать написанное на бумаге или вносить свои изменения. По этой причине сценаристы часто присутствуют на съемочной площадке, чтобы отстаивать свое видение персонажей.
Еще один момент: Наверное, вы думаете, что чем популярнее становится шоу, тем больше свободы дается сценаристам, верно? Нет. На самом деле, все совсем наоборот: чем успешнее сериал, тем больше людей хотят наложить на него руки.
Итак. Вот вам небольшой ликбез о написании сценариев для телевидения. Политика и компромиссы, делающие важных людей счастливыми, являются настоящими причинами, по которым многие вещи проседают через сюжеты ваших любимых сериалов. И большинство проблем, которые вы испытываете при просмотре, вовсе не являются злодеяниями сценаристов – им не платят за огорчение фанатов и они не истребляют ваши фаноны намеренно. Они просто стараются писать хороший сериал, ориентируясь на минном поле, называемом продакшн.
Эх, все колотушки сценаристам. Миром правят деньги, то есть шишки с деньгами. Работая в достаточно жесткой структуре понимаешь, что ослушаться не имеешь права, так, попротестовать слегка в силу своего эго, возможно.
Интересная статья. Еще бы автор рассказал, почему сценаристам не дают закрепляться за персонажами, у каждого ведь свое видение. Шаг влево, шаг вправо...
Может, пришло то время, когда качество начнет побеждать цифры.
А какие продления вас удивили, если не секрет? Мне кажется, сейчас стали активнее за рубеж продавать, вот и денежек больше.
Цитата (Jingizu)
я сам госслужащий, и знаю что это
Я вам сочувствую, но не думаю, что обязательно нужно быть госслужащим, чтобы позволять собою руководить. Политика есть везде, даже в управлении этим сайтом, и ничего "ужасного" я пока не видел
В процедуралах проще с компромиссами, тут есть основные герои, которых нельзя убивать. Всеми остальными жертвовать не так тошно. Хороший ликбез, вообще-то Спасибо за находку.
Вспоминается случай, когда на CBS попросили ускорить введение Картер в отряд виджилантей, и сделать это в первом сезоне, вместо... Второго, кажется?
Цитата (Dekodd)
есть процент сериалов, которые были спасены таким образом.
Тоже так считаю, пускай и родились лишние мыльные оперы. На эфирных каналах слишком много правил (что можно снимать, а что нельзя), там лучше придерживаться шаблона. Все, кто оригинальничают, оказываются закрыты после двух лет. Мне кажется, на будущий год убьют все, что мы смотрим
Цитата (7tapes)
скрипим зубами, когда нас просят дополнительный абзац внедрить