Операторы Петр Хиномац и Фред Мерфи рассказывают изданию IndieWire о том, как композиция кинокадра и выбор объектива помогают придать зловещий вид сериалу.
Сверхъестественный проект четы Кинг все еще лидирует в списках самых устрашающих сериалов на телевидении и стриминговых сервисах. Остается он и одним из самых философских. Эти два аспекта неразрывно связаны, поскольку EVIL рассуждает о принципах веры и часто затрагивает вопрос возникновения зла (исходит оно изнутри или все же накапливается извне). Все это исследуется через истории, насыщенные монстрами, как паранормальными, так и вполне реальными и повседневными. Поиск визуального решения, способного сохранить напряжение между прагматичным и духовным настроением шоу, вселяющим страх и создающим жуткую атмосферу, – это работа операторов Хиномаца и Мерфи. Их смелый подход к принятию решений предал сериалу не только все вышеуказанные качества, но и сделал визуальный ряд шоу одним из самых эффектных на телевидении.
Любовь к вертикальной композиции – одна из особенностей, которая сразу отличает EVIL от других популярных шоу. Хиномац и Мерфи используют верх и низ изображения в манере, напоминающей фильмы «Ночь охотника» (Night of the Hunter) и «Ида» (Ida). «В верхней части кадра мы оставляем достаточно свободного места, связывая картинку с духовной тематикой», – пояснил Мерфи. «Идея в том, что мы всегда смотрим вверх, словно над нами что-то есть. Мы “оставляем место для ангелов”, как выразился режиссер “Иды”».
Пространство над персонажами, конечно, выделяется не только для ангелов. Частенько оно помогает передать чувство неизвестности, ощущение присутствия кого-то скрывающегося в тенях. Эти кадры скорее транслируют угрозу, нежели спокойствие. Такой подход создает таинственность, которая сливается с сомнениями и страхами героев. На экране они часто вынуждены бороться с чем-то реальным, но иногда и с воображаемым. Но связь с реальностью с легкостью передается зрителю благодаря безупречному стилю съемки, балансирующему на грани между реализмом и сверхъестественным.
В самых обычных повседневных сценах кадры могут казаться немного неправильными. В то время как даже самые эпатажные сцены с участием демонов имеют житейский вид. С точки зрения кинематографии, эти уникальные ощущения зритель получает благодаря соблюдению особой философии в отношении объективов.
«Мы стараемся снимать с широкоугольными объективами», – сказал Мерфи. «Когда начинается рабочий день, мы с Петром сразу же надеваем 12-миллиметровый объектив или 15-миллиметровый объектив. Мы даже не спрашиваем. А если это не широкоугольник, тогда это относительно длинный объектив, от 100 до 135 миллиметров».
Иногда Хиномац и Мерфи используют крупный план и длинный объектив, но большинство сцен обладают магией широкого угла, что создает тревожный эффект искажения, а также передает ощущение пространства, в котором зритель замечает участки экрана, где может скрываться зло. Вид потрясающий, но непростой для кинематографистов.
«Гораздо сложнее подобрать освещение, потому что появляется слишком много места для работы», – объяснил Хиномац. «Если вы снимаете с 75-миллиметровым объективом на расстоянии 4.5 метра, то декораций практически не видно. Освещение можно установить где угодно. Но если вы поставили 18-миллиметровый объектив и снимаете близко, вы видите огромное количество деталей».
Четкий вид изображения в EVIL объясняется тем, что операторы предпочитают объективы с фиксированным фокусным расстоянием (прайм), а не зумы. По словам коллег, такой выбор имеет множество преимуществ.
«У нас есть зум, но мы крайне редко им пользуемся», – рассказывает Хиномац. «Просто с прайм объективом картинка смотрится лучше. К тому же, он заставляет тебя задуматься, что именно ты снимаешь и почему. Смена объектива всегда занимает больше времени, чем привыкли думать зрители, а 15-миллиметровый объектив позволяет тебе сразу определиться, вместо того, чтобы резко уменьшать масштаб, а затем снова увеличивать до 20 миллиметров и искать, на чем бы сфокусироваться. Прайм обязывает тебя правильно использовать объектив и думать о том, какое пространство ты пытаешься захватить».