Создатели LOST отыскали секрет восстановления популярности ТВ-шоу: сделав его короче. В прошлом году, во время третьего сезона, который был раскритикован фанатами, как затянутый и бесцельный, они предложили завершить показ хита сразу после 3 сезонов, по 16 эпизодов каждом, что на 6 эпизодов меньше, чем это принято для сезона ТВ-драмы. Канал АВС, что поразительно, согласился, хотя юридически, имел возможность тянуть шоу столько, сколько посчитал нужным.
План по самодезактивации все еще лучшее новшество для LOST. Некоторые гиганты ТВ-шоу, такие как «Mary Tyler Moore» и «Seinfeld» ушли на вершине популярности, но не планировали этого заранее. Другие сдулись к концу; следующий сезон, последний для «Скорой помощи», которая стартовала еще тогда, когда врачи пользовались пиявками при лечении.
Однако LOST, чей 4 сезон заканчивается 29 мая не похож ни на ситкомы, ни на мыльные оперы. Сложный научно фантастический триллер об оставшихся в живых после авиационной катастрофы, и выброшенных на Остров, который означает лишь одно: дико сложная история, с использованием – глубокий вдох – путешествий во времени, заговоров, дымка, утопических экспериментов (плохо закончившихся), призраков, белых медведей в тропиках, философии, метафизики и мистического набора чисел, имеющих отношение к концу света.
Вообще, сериал склонен к «синдрому Секретных материалов»: нагромождению сложных и бесцельных историй, с примесью притянутой за уши зауми и несменяемыми в течение долгих лет актерами. Решение канала АВС, которое сделало шоу подобно лимитируемому британскому сериалу «Клан Сопрано», освободило и LOST для последней битвы. В конце прошлого сезона, в шоу было добавлено будоражащее умы новшество, флэшфоварды, показав, что несколько персонажей все же покинули Остров. Указали на то, что сюжет близок к развязке и наснимали еще пару эпизодов.
А потом началась забастовка сценаристов. И 4 сезон, который дебютировал под рев фанатов и критиков, вынужден был остановиться после 8 эпизодов и сократиться на 2 обещанных часа. О, ужас, правильно? Нет, не правильно. Начало сезонов LOST имело тенденцию к вялому развитию сюжета до середины. Но, этот сезон, длинной в половину предыдущих, себе такого позволить не мог. Этот сезон целенаправлен и быстр, он швыряет действие на Острове вперед (где выжившие были найдены «спасателями» с намерением убить их всех), показывая новые грани характера персонажей в будущем (где мы узнаем, что Шестерка Ошеаник покинула Остров, заплатив не озвучиваемую за это цену).
Раскрытие даты конца имеет очевидные выгоды. В шоу с конечным временем, действие может иметь последствие, главные герои могут умереть, а на вопросы найдутся ответы. Но еще лучше это для эмоционального восприятия шоу. LOST – это хорошая научно-фантастическая байка, но что действительно делает эту историю особенной, так это борьба людей: вера против науки; судьба против свободы и, главное, искупление. Джек (Мэттю Фокс) часто обращается к своим отношениям с отцом, «обращается» буквально, так как его отец похоже вернулся с того света. Локк (Терри О’Куинн) гармонирует со своей верой, которая помогает ему найти связь с мистическим Островом.
Даже злодей Бен (Майкл Эмерсон), лидер культоподобных «Других», которые живут на Острове, и имеют свой, необычный кодекс чести. «Мы – хорошие люди», его любимое выражение и LOST притягивает именно тем, что так оно и может случиться.Как искупление зависит от переосмысления, так и ТВ-шоу зависит от персонажей, существующих в течение того или иного времени, необходимого для поддержания рейтинга. Научно-фантастическая особенность LOST в том, что персонажи «не статичны во времени» и могут вновь испытывать пережитые в жизни события, что драматизирует извечный человеческий вопрос: в силах ли вы изменить свою судьбу, или действительно обречены делать одни и те же ошибки вечно? Конечно, эта проблема традиционных телевизионных персонажей, которые обречены повторять одни и те же ошибки и наступать на одни и те же грабли постоянно. Но LOST сумел реализовать это по-иному.