Обзор от профессионального телевизионного критика John Keegan, который он выложил в своем блоге "Critical Myth". Человеку понравился финал и он попытался объяснить почему.Еще до начала эпизода было ясно, что последние главы романа под названием «Lost» оставят недовольными и неудовлетворенными кого-то из поклонников. Ничто в финале не могло изменить этот факт. Вместо того чтобы пытаться угодить всем, Деймон и Карлтон с самого начала шестого сезона делали то, что, по их мнению, будет лучшим для истории.
Первоначально «Lost» был задуман как рассказ о группе выживших после авиакатастрофы людей, с множеством личных проблем, которые оказываются перед лицом тайн и опасностей. Можно точно сказать, о чем был первый сезон: о персонажах, искавших искупления и о таинственных свойствах острова, помогавших им на этом пути.
Чем ближе подходил конец, тем яснее становилось, что сериал остается верен первоначальным тезисам. Не смотря на то, что сценаристы время от времени поддразнивали вопросами, остающимися без ответа, сериал никогда не искал правды об острове. Он был о
человеческой природе и их
личном пути просветления.
Писатели неоднократно замечали, что история рассматривается сквозь призму характеров. Именно персонажи были тем, что оставляло вопросы и требовало ответов. Можно придраться: почему герои не могли узнать об определенных деталях или быть настойчивее в поисках ответов? Однако они находились в состоянии постоянного стресса, вызванного как внешней средой, так и внутреннего. Чаще всего пробелы в информации случались тогда, когда персонажи сами не желали знать ответы на вопросы.
К примеру «правила» для Джейкоба и его брата (назовем его Адамом; известного как Человек в Черном) никогда не объяснялись. Они были использованы как данное, и аудитории был предоставлен некоторый контекст, чтобы понять эффект этих «правил». Но персонажей интересовало лишь то, как правила относятся лично к ним.
Толкование «источника света» в финале не исключение. Если вкратце то, некие древние люди создали устройство, преображающее геотермическую энергию, скапливающуюся под островом, в состояние электромагнитной/временной аномалии, используя воду из пещеры, как смазочно-охлаждающую эмульсию. Созданное устройство фактически представляло собой «пробку», которая сдерживала тьму и могла разрушить мир. Нет никаких причин полагать, что этот простой механизм и есть то устройство целиком.
Проще говоря (что и было сделано в этом эпизоде): сдвинешь пробку – затопишь остров. Однако это действие также могло привести к выплеску геотермической энергии, возможно, в форме супервулканического извержения, что привело бы к наступлению темноты и, как следствию, смерти всего живого на Земле.
Теперь можно придраться к тому, как остров, перемещающийся во времени и пространстве, мог все время находиться над одним и тем же геотермическим источником. Тем более, сложно дать рациональное объяснение тому, как «источник света» наделил человека сверхъестественными силами или, в данном случае, превратил человека в нематериальное создание – черный дым. Причина все так же: эти элементы не должны быть объяснены, согласно целям повествования.
Во всяком случае, сценаристы вернулись к тайне станции «Лебедь», как визуально, так и духовно. Станция согласно фильму Дармы Инишатив была построена для удерживания опасной электромагнитной энергии, которая, если вырвется наружу, уничтожит мир. Сами персонажи замечают, что все упоминания «источника» метафорически идентичны. Точно так же, как необычные свойства станции «Лебедь» не были до конца раскрыты, «источник» остается всего-навсего символом, имеющим смысл только в умах персонажей.
Завершение всего сюжета относительно просто. Было ли время у Джека придаваться сомнениям и спорам. Все выглядит так, будто он поступал так, как ему подсказывало чутье. То, что произошло с островом можно описать как «исцеление», посредством временной остановки сердца.
Когда Джейкоб и Джек получили силы от «источника», стало ясно, что с Адамом (Человеком в Черном) тоже что-то произошло. Ключ к лишению силы Адама был получен с первым седым волосом Ричарда. Соединение с «источником» было разорвано, смертность возобновлена. После того, как «источник» был опустошен, Адам стал смертным в теле Джона Локка.
Метафорически, сюжет всегда сводился к борьбе на смерть между Джеком и Локком. Кроме того, с точки зрения мифологического цикла, лежащего в основе истории, все должно было свестись к Джейкобу (к лицу его кандидата, Джека) и его брату (в лице выбранного им Локка) в заключительной схватке. Оба конфликта базировались на понимании человеческой воли, судьбы и искупления.
Поэтому технически должно быть приятно увидеть, как Джек победил Адама/Локка раз и навсегда. Быть свидетелем того, как добро ликует над злом – это всегда удовольствие. Однако Джек никогда не был добром, в то время как Локк никогда не был явным злом. (Так же как у нас есть причины сомневаться в святости Джейкоба, а Адам не был злой по своей натуре).
Один вопрос все равно остается открытым: какова роль Кейт в этой истории? Ее вклад, связанный с кончиной Адама/Локка позволяет ей претендовать на видное место в сюжете, так же как и ее решение покинуть остров и помогать Клер растить Аарона. По той же причине Джек выживал до сих пор, чтобы отметить симметрию истории (кстати, его рана находится не на том же боку, где была после крушения, а на противоположном).
Иссякший «источник», сотрясающийся остров, смерть Джека и Адама/Локка ознаменуют конец цикла, который начался с момента рождения Джейкоба и Адама. Старые правила больше не действуют. Есть один момент, не проработанный в финале – это передача полномочий от Джека к Херли. Не смотря на то, что это кажется необходимым для понимания целостности истории, момент остается нераскрытым в полной мере.
Даже если отбросить детали ритуала передачи власти (который, возможно, был бессмысленным), «источник» от которого необходимо испить еще не существовал в тот момент. Таким образом, посвящение Херли в хранители «источника» пока древнее устройство не «перезапущено» не имеет смысла. Разумеется, целью было показать прощание Херли и Джека, прежде чем последний вернется к точке исхода, но все равно выглядит это неаккуратно.
Кроме того, в эпизоде «Across the Sea» видно, что «источник» изменяет живого человека в бестелесное существо, обрекая на бессмертие в ловушке между жизнью и забвением. Согласно этой логике, Джек тоже должен был стать бессмертным, после того, как «источник» был восстановлен. Если «Across the Sea» что-то и доказал, так это то, что «источник» не принимает решений; а «правила» острова устанавливаются хранителем «источника», с которым он связан специфическим образом. Однако в масштабе повествования эти детали ничего не меняют.
Главная цель рейса «Ajira 316»и его прибытия на остров Гидра в пятом сезоне полностью раскрыта, как и персонаж Френка Лапидуса. Здорово увидеть Ричарда и Майлза покидающими остров и Сойера с Клэр тоже. Выживание Роуз, Бернарда и Винсента приятное напоминание о том, что на острове всегда будет жизнь.
Если бы Джек выжил, то Херли стал лидером Новых Других. Теперь, когда Херли сам хранитель «источника», Бен как нельзя лучше подходит на свою роль. Таким образом, мы видим прекрасное завершение его сюжетной линии.
Как было верно подмечено Джеком, законы по которым до этого строилась жизнь на острове, были законами Джейкоба. Он хотел ограничить доступ к острову, тем самым удерживая Адама на нем. Так он представлял себе защиту «источника». Херли же волен устанавливать свои «правила» и он хочет, чтобы у Дезмонда была возможность покинуть остров раз и навсегда.
С точки зрения целостности истории острова, от первого эпизода и до момента смерти Джека, все оказалось вполне справедливым. Разумеется, будут детали, которые, при ближайшем рассмотрении окажутся неверными, но это лишь воздействие реального мира на мир вымышленный и едва ли этому стоит удивляться.
Автор: John Keegan,
25.05.10