It's Only the End of the
World(Всего лишь Конец
Света)
Автор: Джерри
Толмер
Год:
2002
Луи: Майкл
Эмерсон
Режиссер-постановщик: Люси
Тибергхайн совместно со Стефеном Белбром
Пометки
переводчика: Рецензия-интервью
|
Майкл в It's Only the End of the World |
Всего лишь Конец Света’ – пьеса Жан-Люк Лагарса,
рассказывающая совершенно простую историю: Луи [в исполнении Майкла
Эмерсона] – обреченно больной артист, вернувшийся домой после долгих
скитаний, чтобы сообщить родным, что он умирает. Вместо этого, он
проводит свой последний день в кругу радушной семейной компании, пусть
и совершенно эмоционально опустошенной. Его неумолимо приближающаяся
смерть становится секретом, который знает только публика, и больше не
единая душа. Хотя пьеса сконцентрирована на невозможности семьи принять
и неспособности быть единым целым, в ней есть легкость, оптимизм и даже
чуточку юмора.
Пьеса дает возможность остановиться на минуту и
почувствовать, что все мы смертны, все совершаем ошибки, не имея
достаточного желания, чтобы различать плохое и хорошее. Написанная в
период, когда Лагарс сам понял, что умирает – работа является подарком
‘миру’, оставшемуся в стороне.
‘Слон в комнате’
(‘Elephant in the room’ – фразеологизм; означает правду, написанную
черным по белому, которую не хотят или боятся замечать - прим. Rage)
Статья Джерри Толмера
Само слово СПИД так и не прозвучало в самой постановке ни разу, однако
действие было открыто словами Луи, а если быть точным – словами Майкла
Эмерсона:
Позже, в следующем году
Я соберу волю в кулак, я все равно умру --
Мне еще нет 34х сейчас,
но будет на следующий год,
и я умру в этот час.
Сам Лагарс, Рожденный в 1957 году, умер от СПИДа в возрасте 38 лет в 95
году в Париже. Пьеса была написана в 1990 году. Всего через 4 года
после того, как он узнал смертельную правду. Драматург был не только
отличным режиссером-постановщиком, он так же оставил после себя
огромную коллекцию работ – более 50.
"То, что может ввести вас
в тупик ”, начинал свой рассказ Майкл Эмерсон - известный по своему
великолепному изображению Оскара Уайлда в постановке ‘Мера
Непристойности. Три Испытания Оскара Уайльда’ и роли в недавнем
Бродвейском спектакле ‘Гедда Габлер’ – "это некий переход в самое пекло
кусочка [который мы называли на репетициях - интерлюдия] состоящего из
серии коротких, сюрреалистических снов, что видит Луи. Это самая
затруднительная и побуждающая часть пьесы.”
"Луи как призрак,
разговаривающий с нами, находясь по ту сторону. Я считаю, что сложно
говорить о такой большой работе однозначно, но да, я нахожу ее
забавной, как и любую классическую работу, что я делаю”, с глубокой
осознанностью говорит Майкл Эмерсон.
"Ты проникаешься
сочувствием к любому персонажу, что ты играешь. Я вижу Луи, как
уязвимую, хрупкую личность в его 30 с хвостиком. Текст обязывает его
быть писателем по профессии.”
"В сценарии нет ничего абсолютно
конкретного о СПИДе. Мне нравится как и сам Лагарс пытается избегать
этой темы. Он хотел, чтобы его пьеса была универсальной, говорящей об
общем состоянии человека, неориентированного в текущих событиях,
отрешенного от всего лишнего.”
Эмерсон [с усмешкой]: "Я всегда
полагал, что комедии моя стихия, но я кажется не занимаюсь больше
ничем, кроме того, как крадусь под покровом ночи, с тех пор, как я
попал в Нью-Йорк [в середине 70х впервые, и в конце 80 уже насовсем].
Оскар Уайлд естественно великолепен, в пьесе есть и темная сторона и
доля юмора, который элегантно можно применить даже в драме. ”
И все же, ‘Всего лишь Конец Света’ очень сложно истолковать.
|
Майкл в It's Only the End of the World |
Исполнять роль тоже задача не из легких, но она крайне необычна.
Сложность представления - это и есть та часть, которая привлекает -
комплексная сложность, как чтение святых писаний. Я могу повториться,
но поверьте мне – играть это легче, чем читать. Когда ты прогонишь
текст пару раз, и каждый диалог – серьезный диалог – это уже борьба за
поиск истины.”
Эмерсон никогда не слышал о Лагарсе, как и о
его пьесах, пока не получил предложение от Люси Тибергхайн – актрисы,
режиссера и хореографа – которая работала над пьесой со своим мужем
Стефеном Белбером пару лет назад.
Это Люси перевела пьесу с
французского языка, и занималась режиссурой с Белбром, ветераном
компании Tectonic Theatre, у руля которой стоит Мойзес Кауфман.
Тем временем дождь за пределами нашего интервью закончился, и Майкл
вышел подышать. Помимо недавней Гедды Габлер [где он играл напротив
Кейт Бартон – "был период, когда без нее я не мог играть на сцене
Нью-Йорка”] Эмерсон снимался в случайных фильмах то здесь то там, но
сцена – действительно его любовь.
"Ты работаешь четыре дня без
отдыха и сна, а потом остается одна строчка и ты понимаешь сколько тебя
ушло. Я стараюсь принимать приглашения на телевидение, если только
персонаж стоит того.” [Короткая пауза] "Я говорил, что каким-то образом
выиграл Эмми в том году?” Да, за роль серийного убийцы в сериале
Практика.
Что возвращает нас снова к мысли, что: "эта пьеса
достойна внимания, ведь она посвящена тому, что все мы признаем, но
неохотно говорим – мы не вечны.”
Сценарий, между прочим, не
содержит не единого примечания для актеров. Это не беспокоит Эмерсона,
он рассматривает руководство к действию как "меру строгого ограничения,
что излишне. Я всегда думал, что это слишком самонадеянно и
высокомерно, когда в сценарии написано, как ты должен преподнести ту
или иную фразу: ‘нежно’, ‘иронично’ или ‘холодно’”.
"Я имею
ввиду: пусть они отложат все свои нотации и оглядятся вокруг. Кто
является самыми известными людьми, по произведениям которых ставятся
пьесы? Мольер и Шекспир! У Шекспира никогда в жизни не было пометок для
действий актера, хотя иногда так хочется, чтобы он объяснил некоторые
моменты. Тоже самое и в этом тексте”, говорит актер, которому
приходится вживаться в него.
"Лично я люблю недосказанность,
когда я могу импровизировать, угадывать настроение”, говорит Майкл.
"Что завораживает меня в данной пьесе – это кусочек чей то жизни,
нарочно скрытой от глаз, теперь нуждающейся в представлении.”