Цикл переводов «Культ -
поход с Майклом
Эмерсоном»
Мера
Непристойности. Три Испытания Оскара Уайльда(Gross
Indecency: The Three Trials of Oscar
Wilde)
Дата: 1998г.
Сценарист и режиссер-постановщик: Moisés S.
Kaufman
Оскар Уайльд: Michael Emerson
Сэр Альфред Дуглас: Bill Dawes
в эпизодах принимают
участие еще 7 актеров.
Прежде чем мы с вами приступим к чтению впечатлений об этом сенсационном спектакле, позвольте дать короткую справку о виновнике этой фарсовой трагедии.
|
Оскар Уальд
|
Оскар Уайльд, полное имя Оскар Фингел О'Флагерти Уиллс Уайльд родился 16 октября 1854 года в Дублине (Ирландия). С 1864 по 1871 год Уайльд посещал Королевскую пасторскую школу в Эннискиллене, затем продолжил образование в Тринити-колледж (Дублин) и в Колледже Святой Магдалины (Оксфорде), последний окончил с отличием в 1878 году. Свой медовый месяц Уайльд провел в Париже в 1884 году, когда женился на Констанции Ллойд. В 1885 и в 1886 году у них родились сыновья. В 1886 году Уайльд познакомился со студентом Оксфорда Робертом Россом и влюбился в него. Уайльду пришлось начать двойную жизнь…
В 1891 году увидела свет и сразу же стала пользоваться сногсшибательным успехом повесть "Портрет Дориана Грея". В этом же году Уайльд познакомился с лордом Альфредом Дугласом и начался страстный роман. Один из приятелей Дугласа завладел письмами Уайльда к любовнику и начал его шантажировать. Часть писем попала в руки отца Дугласа, маркиза Квинсберри. ...Квинсберри представил суду доказательство в виде списка из 12 молодых людей, которые были готовы подтвердить в суде то, что Уайльд приставал к ним с содомитскими предложениями. 25 мая 1895 года Оскар Уайльд был приговорен к двум годам каторжных работ. В мае 1897 года он был выпущен из Редингской тюрьмы.Умер 30 ноября 1900 года в возрасте 46 лет в Париже.
По материалам книги Пола Рассела
Вот именно этому судебному процессу в жизни героя Майкла Эмерсона и посвящен спектакль. Удивительная ирония судьбы. История падения красивейшего, гениальнейшего ума Британии с пика популярности в яму позора и история начала ошеломительного успеха неизвестного актера Майкла Эмерсона!
Ревью к спектаклю(A CurtainUp Review: Gross Indecency: The Three Trials of Oscar Wilde)
|
Афиша к Gross Indecency: The Three Trials of Oscar Wilde |
Я – фанат Оскара Уайльда и склонен смотреть что угодно о нем. Впрочем, февральское объявление прессы о новом спектакле Мера непристойности: Три испытания Оскара Уайльда дошло в чрезвычайно загруженное для меня время. Поэтому, так как я видел и перечитывал много Оскара Уайльда за последние сезоны, (включая биографию The Wilde Spirit), я отложил его. Счастливы театральные боги, которые внимательно наблюдают за маленькими драматическими драгоценными камнями как этот, услышали аплодисменты тех, кто действительно ловил ограниченный показ спектакля в маленьком, некоммерческом зале Greenwich House.
Gross Indecency поднялся от своего короткого забытья, до красивого, повторно установленного спектакля уже с коммерческим прокатом в Переулке Minetta. И теперь, когда я видел эту постановку, я могу благополучно сказать, что, как и другой из небродвейских триумфов этого сезона How I Learned to Drive , это оригинальная драма, которая делает театр не только вечером, но и незабываемым, совершенно-провокационным событием. Я могу также сказать, что как драматург Паула Вогель превратила малоприятную тему педофилии в произведение искусства, так сценарист-режиссер Моузис Кауфман добыл артистическое золото от очень документальной и предварительно драматизированной истории. Он взрывает наше представление о жертвах и виновниках.
Эта новая хроника падения Оскара Уайльда от известности и благосостояния может показаться уже потрепанным седлом, но имеющим всю бодрую энергию новорожденного жеребенка. Постановка охватывает несколько драматических жанров: документальная драма, драма зала суда, социальный комментарий, трагедия и комедия. Если вы пойдете, и если Вы любите хороший театр, то приготовьтесь к очаровыванию и своевременным 2-м с половиной часам просмотра. Ну хорошо без того пока займете место, 2 часа 15 минут, если быть точнее.
Что же такого в этом магическом времени, которое будет держать вас приклеенным к стулу, если вы ничего не слышали разразившемся сексуальном скандале, заключившем в тюрьму самый острый ум Викторианской эпохи???
|
Майкл в Gross Indecency |
Для начала, рукопись Кауфмана - блестящая путаница современных документов суда, газетных вырезок и книг и об Уайльде. К тому же, он не делает никакой попытки скрыть швы его исследования. Напротив, книги и бумаги в огромном количестве заметны, и их регулярно читают четыре актера, которые сидят за длинным столом впереди сцены. Участники зала суда выше и позади них, это квартет, (великолепно играющие Andy Paris, Greg Pierotti, Troy Sostillio и Greg Steinbruner). Они захватывают несколькими убедительными и чаще веселыми образными прыжками в стороны стола, то следователя, то комментатора, то извращенца. Эти многочисленные роли, ведущиеся за столом, Королева Виктория (автор закона Мера Непристойности), и Джордж Бернард Шоу. Такая затея, заряжает переживаниями с театральной энергией. И это тянет аудиторию, как магнит.
Чтобы соединить первый и второй акт, двое из квартета вступают в интервью радиопередачи уже двадцатого века, в котором Стейнбренер, академик и эксперт биографии Уайльда, предлагает слушателям сатирический анализ и приводит доказательства гомосексуальных похождений Уайльда. Это очень удачно и забавно.
В одном из слушаний всего процесса, каждый из переключающихся персонажей в посредников между залом суда и аудиторией отказывается от своего гордого черного костюма и, облаченный в длинное белое нижнее белье, свидетельствуют о том, как Уайльд купил их сексуальное расположение. Во время этого забавного, несдержанного показа «грязного нижнего белья Уайльда», человек обвиняется в этой самой непристойности. Его безупречный вид, его прямая как артиллерийский шомпол осанка, бледное, изнеможденное лицо, он - живой портрет гордого человека, интеллектуальные запасы не имеют ничего, что могут спасти и восстановить его потерянное достоинство.
Майкл Эмерсон, прежде неизвестный и незанятый актер, оказывается более чем способный к воплощению человека огромного интеллекта и эгоизма, который столкнулся лицо м к лицу с позором и банкротством, и осознанием что сам оказался виновником этого. Прежде, чем он нанес удар своим собственным умным языком, он растратил свои таланты, окружая себя людьми " меньшей природы и более средними умами." В конце спектакля он сам признается, "я стал расточителем моего собственного гения, потратил впустую вечную молодость, оставив себе забавный успех."
|
Эмерсон в Gross Indecency |
Крушение Уайльдовского "удара остроумия" потрясающе драматизировано и сыграно актерами Trevor Anthony и John McAdams (адвокаты судебного преследования и защиты), так же хорошо, как и Эмерсоном. Особенно, момент, когда Уайльд отрицает целовать молодого человека с таким остроумным оскорбительным выпадом относительно его внешности, вместо того чтоб сказать просто «нет». Три мужских лица, отразили ошибку, которую Уайльд сделал настолько ясно, как если бы оружие дало осечку.
Особого внимания заслуживает художник по костюмам Китти Лич, так тонко и умно одевшая юных продавцов любви в Викторианское нижнее белье. Звукорежиссер Уэйна Фрост, использующий звуки гонга, чтобы отметить конец стремительных передвижений в зале суда. Все это - забавное отражение на королевские похороны, только и претендующие на славу – авторства на обложку оглавления книги.
Что касается моего вступительного комментария к спектаклю, появившегося своевременно – все СМИ только и думают о прелюбодеянии в вооруженных силах. Можно ли сравнить Оскара Уайльда с лейтенантом Келли Флинн? Ее огромный успех как женщины-пилота, как литературный успех Уайльда, был разгромлен неблагоразумной любовной интригой и ложью вместо прямолинейного ответа. Военные правила о прелюбодеянии, также запоздали для свержения, как закон"Gross Indecency", оставшийся действительным до 1954 года?
Эпиграмма Оскара Уайльда, напечатанная в конце программки, подводит итог того, что делает этот портрет с тремя испытаниями Уайльд, так по-новому и провоцируя: "Правда редко чиста и никогда проста".
Чтобы вы окончательно прочувствовали атмосферу этого спектакля, ниже я привожу перевод одной поклонницы М. Эмерсона, которая посетила спектакль уже в переулке Minnet.
«Майкл Эмерсон показывает героя как изящного, задумчивого, высокомерного эстета, и весьма уязвимого. Его работа несравнима: он передает линии с таким напором и течением, что Эмерсон становиться подобен каналу, а не частью спектакля… Весь ансамбль, играющий в спектакле, единственный и самый сильный ансамбль в одной постановке. Они прыгают для того чтобы стать то газетчиками, то пронырами, то матерью Уайльда, то Королевой Викторией, с такой непринужденностью и легкостью!
|
Майкл в Gross Indecency |
Сцена освещена темно-красным светом, и лишь два луча, как отверстия английской булавки освещают белое лицо Оскара Уайльда. Из тени поочередно выходят один из пяти свидетелей:
- Меня зовут Charles Parker, мне 21 год, Мистер Уайльд склонил меня к гомосексуализму…
- Меня зовут Alfred Wood, мне 21 год..
- Меня зовут Fred Atkins, мне 21 год, три раза Мистер Уайльд...
- Я работаю официантом в частной гостинице на улице 10 Saint Jame's Place. Множество молодых людей сомнительного происхождения неоднократно вызывались к мистеру Уайльду…
- Я сторож дома. После посещений Мистером Уайльдом, листы были чем-то запятнаны…
- Я мастер массажа. Однажды я увидел в кровати молодого человека…
Сердце начинает громко биться, голос Уайльда становиться криком мучения и отчаяния. Стены начинают гореть. Какофония звуков достигает огромных размеров, в ответ на крики возражения Уайльда.
"Я чувствую, что хочу протянуть руки к ним и крикнуть: Сделайте то, что Вы хотите со мной сделать, ради бога, только сделайте это быстрее. Разве Вы не видите, что у меня нет сил? Если эта ненависть доставляет вам удовольствие, предавайтесь ему».
Тишина…Автор: Elyse Sommer