Запомнившийся многим ролями в LOST и Person Of Interest актер Майкл Эмерсон поменял научную фантастику на средневековье, сыграв одну из главных ролей в телевизионной адаптации «Имени Розы» Умберто Эко. Он рассказал британскому изданию Drama Quarterly, почему именно это амплуа всегда было его мечтой.
Гавайи и многоэтажки Нью-Йорка пропали, на смену им пришел отдаленный итальянский монастырь 1300-х годов, где произошло таинственное убийство. Сам Эмерсон, очарованный историей средневековья еще с юности, называет книгу Умберто Эко одной из своих любимых, поэтому неудивительно, что он поспешил ухватиться за шанс сыграть в новой адаптации романа 1980 года.
«Это была сказочная возможность, просто мечта для такого актера, как я. Для того, кто вырос за чтением слишком большого количества книг», – сказал Эмерсон изданию DQ. «Я увлекаюсь историей, поэтому в работе меня притягивают именно исторические сюжеты. Средневековье всегда было одной из моих слабостей, так что лучше и не могло сложиться. Не работа, а наслаждение».
Интерес актера к книге, которую он «жадно поглощал» после ее первой публикации, вновь возродился, когда он увидел новости о Джоне Туртурро, получившем роль в телевизионном ремейке фильма, доставленного на экраны Шоном Коннери и Кристианом Слейтери более 30 лет назад.
«Я подумал: ‘Боже мой! Я так завидую!’», – вспоминает Эмерсон. Он сразу же связался со своим агентом, который был знаком с Туртурро. Оба актера вместе выступали на театральной сцене, поэтому тоже не были чужими. «Судя по всему, он замолвил за меня словечко. И, о чудо, сбылась моя несбыточная мечта! И тут я подумал: ‘О, нет, мне же действительно придется ехать! В Италию, что самое главное!’».
Там продюсеры 11 Marzo Film и Palomar в сотрудничестве с немецкой медиа-компанией Tele München Group отсняли восьмичасовой мини-сериал, который выйдет на экраны Ria 1 уже весной 2019. Режиссер Джакомо Баттиато выступал соавтором сценария совместно с Найджелом Уильямсом и Андреа Порпорати. Сюжет отправляет нас в Италию 1327 года, где в Альпах в уединенном монастыре францисканский монах Уильям Баскервильский и его послушник Адсон становятся свидетелями серии убийств.
Майкл Эмерсон играет настоятеля, очень «скрытного» человека, которому поручено контролировать происходящее в монастыре во время поиска убийцы, все время придерживая крышкой закипающее напряжение между францисканцами и папской делегацией. «Он выглядит взволнованным, но знает об убийствах в аббатстве больше, чем говорит», – намекает Эмерсон. «В конце концов, именно секреты его и погубят».
«Он церковный человек. Как и многие аристократы того времени, кто не был рожден для войны, он выбрал карьеру в священном ордене. У него мирские вкусы, скажем так. Он любит хорошую еду, драгоценные камни и церемонии. И платит за это какой-то частью своей души», – рассказывает актер.
Эмерсон говорит о настоятеле как о «сложной роли», отмечая, что его можно было бы изобразить жестким бюрократом. Вместо этого актер решил немного приукрасить персонажа. «Я подумал, что будет интересно добавить какие-то крайности поведения, которые будут добавлять соответствующий окрас тому времени и месту», – объясняет актер. «Я пытался найти голос, который служил бы намеком на период и жизнь в церковных литургиях».
Продолжительность телевизионной адаптации в четыре раза превышает фильм с Коннери, а это означает, что сценарий может быть ближе к исходному материалу и включать дискуссии о столкновении религиозных сил, фигурировавшие в романе Эко. Майкл Эмерсон все это изучал. Изучал информацию о жизни настоятелей, священников и церковников того периода, но признается, что ему пришлось обратиться за помощью, когда дело дошло до исполнения Торжественной мессы.
«Я рос католическим школьником в 1950-х, поэтому ходил на мессы. Но запомнить их очень сложно», – говорит Майкл. «Несмотря на то, что ты знаешь, что говоришь, там очень сложный набор интонаций и гласных. Попробуйте еще добавить к этому гудящую музыкальность церковника, чтобы казалось, что вы посещаете мессы каждый день. Вот тут и начинаются проблемы, ведь сразу не удается найти этот тон и настроится на пение».
Всегда рядом были и технические консультанты, они помогали правильно обращаться с реквизитом и потиром. «Отчасти меня привлекло то, что роль чертовски образовательная», – объясняет актер. «Вы можете прочувствовать ее и погрузиться в другой период времени так, как большинство людей делает при чтении книг. Но здесь нечто другое, здесь на тебя надевают одежду и приводят в церковь, например, Санта-Мария-ин-Козмедин в Риме, где мы снимали некоторые литургические сцены. Быть в церкви, которая предшествует времени повествования, было жутковато. Но это замечательный опыт».
В начале этого года Эмерсон провел в Италии три месяца, снимая большую часть своих сцен на киностудии Чинечитта на окраине Рима. Именно на этой крупнейшей киностудии в Европе он играл на фоне изысканно воссозданных декораций и, да, возвышающихся хромакеев. Потому что пусть студия и гигантская, но строить восьмиэтажную башню никто не собирался. На стадии пост-продакшена пришлось еще много поработать с масштабом монастыря.
Актер также был впечатлен духом товарищества, витавшим среди международного актерского состава. Себастьян Кох, Джеймс Космо, Рихард Заммель, Фабрицио Бентивольо, Грета Скарано, Стефано Фрези, Чеки Карио, Петр Адамчик и другие имена не переставали покидать мысли Эмерсона. «Я просто сидел и думал, как же все чертовски хороши», – говорит актер. «Все они явно имели театральный опыт и быстро находили правильный тон для своего персонажа. Я был в восторге от работы каждого из них, потому что персонажи в нашем повествовании были либо чересчур гротескные, либо лирические. Но ни у кого не было проблем с достижением этих уровней. У меня появилось так много дорогих друзей».
Во время прогона текста ассистенты режиссеров проговаривали информацию дважды, на итальянском и на английском языке. А значит, Эмерсон вскоре понял, что тут можно запросто стать билингвом. «После нескольких дней работы вы начинаете потихоньку понимать итальянский, что было очень полезно. Это одно из многих благословений этого проекта», – объясняет Майкл. «Жизни актеров в США и Европе очень сильно отличаются друг от друга. Мне было очень интересно обмениваться историями и видеть, как здесь люди действительно наслаждаются работой и самим процессом. Такое отношение пристыдило бы очень многих знакомых мне актеров дома. Я могу говорить о компании людей, работавших в этом мини-сериале, без остановки».
Одной из любимых сцен Эмерсона был «момент у статуи святого». «Большего не скажу. Это часть его личной жизни. Он никогда не рассказывает о своем мирском пыле никому другому, поэтому иногда проводит частные церемонии в своих покоях», – дразнит актер. Но, несмотря на его эксцентричность, настоятель все же «небезупречный персонаж». «Он кажется безобидным или даже глупым, но он действительно опасен. Или это просто я. Я всегда ищу опасность в персонаже».
Приобретя известность после участия в американских проектах (LOST и Person Of Interest), Эмерсон признается, что ему больше понравилось работать по графику 12-недельной съемки, зная, что проект закончен, и можно продолжать спокойно витать в индустрии. «Честно, даже не знаю, смог бы я снова играть в американском телесериале», – вздыхает актер. «График просто убийственный. Спустя десять лет (учитывая оба проекта) ты осознаешь, что есть длинный список важных семейных событий, которые ты пропустил или отложил. Я рад, что у меня появилась возможность наверстать упущенное в реальной жизни».